Экспертный клуб Министерства промышленности и энергетики РФ
 Кадровое развитие в промышленности и энергетике 
  


Авторизованный вход
логин: 
пароль: 
забыли пароль?
Войти  
регистрация соискателя
регистрация работодателя

ЭЦП для Росреестра
Получение электронной подписи для работы с Порталом Росреестра

НИИ труда и социального страхования

HSE{club} - портал сообщества выпускников, студентов и сотрудников ГУ-ВШЭ

Производственная практика для студентов

Ведомственная целевая программа "Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности"

14 августа 2008

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ВЕДОМСТВА

«Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности»

 

Паспорт

целевой программы ведомства «Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности»

 

 

Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета)

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России).

Наименование программы

Целевая программа ведомства «Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности» (далее – Программа)

Должностное лицо, утвердившее программу

Министр промышленности и торговли Российской Федерации

Номер и дата учета в Минэкономразвития России

 

Цели и задачи

Цель программы: формирование методической базы по  взаимодействию предприятий высокотехнологичных секторов промышленности с инфраструктурой в сфере профессионального образования.

Задачи программы:

1.     Совершенствование системы прогнозирования потребностей высокотехнологичных секторов промышленности в руководящих кадрах и специалистах;

2.     Создание условий для развития инфраструктуры непрерывного образования (дополнительной подготовки) в высокотехнологичных секторах промышленности;

3.     Разработка профессиональных стандартов на основе отраслевых стратегий развития и использования их в высокотехнологичных секторах промышленности, а также при разработке и внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования;

4.     Разработка методик и форм привлечения молодых специалистов в высокотехнологичные сектора промышленности;

5.     Анализ рынка труда в высокотехнологичных секторах промышленности.

 

Целевые индикаторы и показатели

1.     К декабрю 2009 года разработаны отраслевые профессиональные стандарты не менее чем в трех высокотехнологичных секторах промышленности    (3 стандарта);

2.     К декабрю 2009 года разработан перечень потребности промышленных предприятий в профильных специалистах;

3.     К декабрю 2009 года разработана методика организации и разработки профессиональных стандартов для высокотехнологичных секторов промышленности;

4.     К декабрю 2009 года разработаны методика и формы привлечения молодых специалистов в высокотехнологичные сектора промышленности;

5.     К декабрю 2009 года сформированы коммуникационные площадки для обсуждения вопросов кадрового обеспечения промышленности;

6.     К декабрю 2009 года разработана методика мониторинга текущей потребности сектора в квалифицированных кадрах;

7.     К декабрю 2009 года подготовлен комплект методической документации по внедрению на высокотехнологичных предприятиях системы отбора, оценки, обучения и продвижения управленческого  персонала.

Характеристика программных мероприятий

1. Разработка методики по созданию учебных центров (далее - УЦ) для высокотехнологичных и других приоритетных секторов промышленности:

 

1.1. Разработка предложений по совершенствованию существующей системы дополнительного профессионального образования (далее – ДПО);

 

1.2. Разработка методики по создания УЦ для высокотехнологичных и других приоритетных секторов промышленности;

 

1.3. Разработка учебных программ и модулей для типовых УЦ.

 

2. Разработка методики проведения конкурса управленческих команд как инструмента повышения квалификации управленческого персонала высокотехнологичных отраслей промышленности:

 

2.1. Исследование возможности использования конкурса профессионального мастерства в качестве инструмента повышения квалификации управленческого персонала высокотехнологичных отраслей промышленности;

2.2. Разработка методики проведения конкурса управленческих команд для действующих менеджеров, а также для студентов инженерных специальностей.

3. Формирование методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов для специалистов высокотехнологичных секторов промышленности, включая требования к аттестации:

 

3.1. Анализ профессиональной структуры сектора;

 

3.2. Проведение мероприятий по разработке профессионального стандарта «Директор по персоналу промышленного предприятия»;

 

3.3. Проведение мероприятий по разработке профессионального стандарта по направлению «Управление и организация в промышленности»;

 

3.4. Проведение мероприятий по разработке профессионального стандарта по направлению «Инженер промышленного предприятия (компании)»;

 

3.5. Проведение мероприятий по формированию методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов для высокотехнологичных секторов;

 

3.6. Формирование методических рекомендаций по дальнейшей разработке профессиональных стандартов для высокотехнологичных секторов промышленности.

 

4. Анализ ситуации на рынке труда в высокотехнологичных секторах промышленности:

 

4.1. Оценка актуальной и перспективной кадровой потребности;

 

4.2. Анализ информации по рынку труда для выявления текущих и перспективных дефицитов специалистов различных квалификаций и специальностей;

 

4.3. Анализ возможностей системы переподготовки кадров.

 

5. Разработка методики и форм привлечения молодых инженерных, технических и управленческих кадров в интегрированные структуры в высокотехнологичных секторах промышленности:

 

5.1. Разработка программ и методических рекомендаций для системы стажировок, очных и заочных летних школ-тренингов для молодых специалистов;

 

5.2. Разработка методических рекомендаций по организации центров для прохождения стажировки как механизма привлечения молодых специалистов в высокотехнологичные сектора промышленности;

 

5.3. Разработка нового формата информации о предприятиях в высокотехнологичных секторах промышленности для обеспечения их положительного имиджа в качестве работодателя и эффективного позиционирования на рынке труда;

 

5.4. Разработка схем и траекторий профессионального и карьерного роста;

 

5.5. Разработка структуры и списка базовых предприятий в высокотехнологичных секторах для выстраивания профессиональной карьеры.  

 

6. Разработка технологии формирования  и

подготовки управленческих команд для высокотехнологичных предприятий:

 

6.1. Разработка проектов моделей компетенций руководителей высокотехнологичных предприятий, рецензирование указанных моделей действующими руководителями и их доработка;

 

6.2. Разработка модульной технологии центра оценки;

 

6.3. Разработка методики создания индивидуальных планов развития руководителей и резерва на замещение;

 

6.4. Разработка программ подготовки специалистов по управлению программами работы с резервом, специалистов по оценке, специалистов по подготовке, организации и проведению управленческого обучения (внутренних методологов и тренеров).

Сроки реализации

2009 год.

Объемы и источники финансирования

Всего:

28 007 220 (двадцать восемь миллионов семь тысяч двести двадцать) рублей, в том числе:

28 007 220 (двадцать восемь миллионов семь тысяч двести двадцать) рублей – финансирование научно-исследовательских работ (далее – НИР) на выполнение мероприятий целевой программы ведомства.

Источник финансирования – федеральный бюджет:

- бюджет действующих обязательств, содержание НИР -  2009 год – 28 007 220 (двадцать восемь миллионов семь тысяч двести двадцать) рублей.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации программы ожидается:

1.      Создание методических рекомендаций по обеспечению соответствия профессиональных навыков и мотивации сотрудников потребностям предприятий высокотехнологичных секторов промышленности в руководящих кадрах и специалистах на основе существующих институтов сферы профессионального образования;

2.      Создание условий  для качественного изменения структуры кадрового обеспечения в высокотехнологичных секторах промышленности при их переходе к  модели устойчивого инновационного развития;

3.      Обеспечение вклада в систему дополнительного профессионального образования в виде методических рекомендаций;

4.      Поднятие престижа и увеличение привлекательности инженерно-технических специальностей.

 

                                                          Введение

 

Целевая программа ведомства «Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности»                     (далее - Программа) разработана в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2008 года № ИС-П9-4917 «О необходимости разработки и утверждении целевой программы ведомства по повышению эффективности отраслевых систем подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности».

Программа подготовлена в соответствии с основными положениями проекта Концепции развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 года, Стратегии создания в оборонно-промышленном комплексе многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года, а также действующих и разрабатываемых стратегий и целевых программ развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

Согласно Стратегии создания в оборонно-промышленном комплексе многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года Программа рассматривается как один из ее возможных источников финансирования.

Реализация Программы направлена на создание дополнительных элементов инфраструктуры непрерывного профессионального образования и на формирование спроса со стороны высокотехнологичных секторов промышленности на конкурентоспособные услуги в сфере образования.

Текущая ситуация на рынке труда ставит под угрозу сохранение имеющегося кадрового потенциала в том числе и в высокотехнологичных секторах промышленности. Одним из механизмов сохранения кадрового потенциала секторов промышленности в целом, и ряда компаний в частности, в условиях финансового кризиса является программный (проектный) подход. Среди механизмов необходимо выделить:

-          Программы, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г., № 1089 «О представлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»;

-          Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;

-          Целевая программа ведомства «Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности».

В рамках Программы будут предусмотрены мероприятия по текущему кадровому обеспечению реализации проектов в высокотехнологичных секторах промышленности. В связи с неустойчивым положением на финансовых рынках ряд предприятий, в том числе реализующие высокотехнологичные проекты, оказались перед угрозой приостановления работ, сокращения рабочего времени и т. д. С целью сохранения кадрового потенциала, предприятия могут участвовать в региональных программах снижения напряженности на рынке труда (в том числе в дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, субсидируемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г.             № 1089 «О представлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»), а также использовать инструменты профессионального обучения сотрудников, заложенные в дополнительных мероприятиях. Для улучшения качественных характеристик компетенций сотрудников на тех же самых предприятиях может быть использован потенциал предлагаемой Программы.

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

 

В настоящее время сформировался состав высокотехнологичных секторов промышленности (таких как авиационная промышленность, двигателестроение, судостроение, радиоэлектронная промышленность, энергетическое машиностроение и ряд других), в которых Российская Федерация обладает, или претендует на создание в среднесрочной и долгосрочной перспективе серьезных конкурентных преимуществ. Поэтому развитие кадрового потенциала именно в этих высокотехнологичных секторах должно стать приоритетом государства.

В этих секторах необходимо создание государственных программ, обеспечивающих развитие кадрового потенциала под промышленные проекты. Такой подход будет способствовать обеспечению высококвалифицированными кадрами государственных институтов – федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП), и государственных корпораций, например Открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (далее - ОАК), Открытое акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» (далее - ОСК), Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация» (далее - ОДК), Государственная корпорация «Ростехнологии» (далее - Ростехнологии) обеспечивающих непрерывную разработку прорывных технологий в различных направлениях.

На развитие высокотехнологичных секторов промышленности направлен ряд стратегий, комплексов мер и федеральных целевых программ, которые либо утверждены, либо находятся в стадии разработки. Данные стратегические документы формируют перечень приоритетов государственной промышленной политики.

Общей для всех стратегий промышленного развития является установка на реализацию инновационного сценария. В рамках первого этапа каждой стратегии планируется осуществить ускоренное и масштабное, техническое и технологическое перевооружение существующих предприятий. В среднесрочной перспективе предстоит организовывать выпуск на принципиально новом современном оборудовании большего количества востребованной рынком и государством продукции, используя меньшее количество более квалифицированных специалистов.

Важно отметить, что представленная к рассмотрению Программа будет способствовать выполнению целей и задач отраслевых стратегий Минпромторга России, так как в задачах каждой из указанных стратегий в той или иной степени обозначены вопросы развития кадрового потенциала (основной целью которого является преодоление технологического отставания Российской Федерации от ведущих стран мира), а также повышения низкого уровня значительной части научно-технических разработок.

В проекте стратегии развития фармацевтической промышленности  Российской Федерации до 2020 года определена задача «Совершенствование системы подготовки специалистов для фармацевтической промышленности, в том числе создание новых программ обучения в соответствии с международными стандартами». Эффективному достижению указанной задачи будет способствовать развитие учебных центров (далее – УЦ), деятельность которых сконцентрирована на процессе обучения сотрудников высокотехнологичных предприятий. «Ядром» предлагаемых к созданию УЦ является то, что к процессу обучения будут привлекаться специалисты научного и экспертного сообществ, а также квалифицированные специалисты предприятий, которые могут передать профессиональный опыт работы на предприятиях высокотехнологичных секторов и свои управленческие компетенции. Данный подход к обучению специалистов не является новым, однако, особенность данной Программы заключается в том, что учебные программы для специалистов будут разрабатываться на основе технологической базы конкретного предприятия с учетом специфики его деятельности. Это делает процесс обучения наиболее эффективным, так как в учебных программах основное внимание будет уделяться не только теории, но и практике (за счет «погружения» в проблематику предприятия и умения нахождения решений и выработки стратегий развития конкретного предприятия).

Рассмотрев пример с задачей проекта стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации, представляется, что реализация Программы будет являться решением ряда задач стратегий Минпромторга России.

По мнению Минпромторга России развитие высокотехнологичных секторов требует учета следующих факторов:

-                    трудовая деятельность в компаниях в высокотехнологичных секторах требует наличия ряда управленческих и специализированных компетенций, отвечающих новым профессиональным стандартам качества;

-                    модернизация высокотехнологичных секторов невозможна без привлечения иностранных стратегических партнеров, иностранных технологий и компетенций, поэтому необходимы специальные управленческие компетенции для работы с иностранными партнерами и технологиями;

-                   переориентация кадров в условиях мирового финансового кризиса на обеспечение «прорывных» проектов;

-                   повышение производительности управленческого труда, роста эффективности работы инженерно-технического персонала (в среднесрочной перспективе предстоит меньшим количеством специалистов организовывать выпуск на принципиально новом современном оборудовании большего количества востребованной рынком и государством продукции).

Реализация Программы будет направлена, в том числе, и на удовлетворение данных требований.

Важно отметить, что мероприятия Программы будут реализовываться в условиях мирового финансового кризиса, который уже сейчас и в дальнейшем приведет к значительным переменам на рынке труда.

Во-первых, происходит и будет происходить высвобождение среднего управленческого персонала: предложений по нему на рынке труда будет становиться больше, а ожидания по уровню заработной платы этого персонала при этом будут снижены.

Во-вторых, большую привлекательность в промышленности для специалистов начнут представлять именно государственные предприятия и компании со значительным государственным участием в капитале.

В-третьих, руководство промышленных предприятий вынуждено будет проводить политику оптимизации, решая вопросы повышения производительности труда, заново разрабатывая маркетинговую стратегию.

В целях оптимизации промышленного производства и кадровой политики промышленные предприятия, должны максимально использовать сложившуюся и перспективную ситуацию на рынке труда.

Основными причинами обострения кадровых проблем следует назвать: сокращение притока специалистов на промышленные предприятия и в отраслевые научно - исследовательские организации, снижение количества обучающихся по основным рабочим профессиям в техникумах и лицеях, потеря преемственности (институт наставничества), повышение среднего возраста работников всех категорий и приближения его к критическому уровню.

В настоящий момент существует две группы проблем в сфере обеспечения кадрами прорывных проектов в высокотехнологичных секторах промышленности.

Первая группа - «Системные проблемы»:

- дефицит кадров (количественный и качественный) - недостаточный уровень конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешних рынках в значительной степени связан с качеством управления предприятиями в условиях открытой рыночной экономики и отсутствием условий для роста профессиональной компетенции ведущих специалистов. Ключевой проблемой является не отсутствие кадров как таковых, а дефицит квалифицированных кадров;

- демотивация, отсутствие интереса к инженерным специальностям - общий кадровый дефицит в промышленности связан с падением престижа инженерных и промышленных специальностей в последние 15-20 лет. Проводимая государством политика в СССР в 70-80 гг. была направлена на укрепление и повышение общественного престижа инженерных специальностей. Однако за последние 20 лет произошла переоценка общественных профессиональных ценностей, когда учёные и инженеры стали наименее престижными специальностями, а самыми престижными и котируемыми стали менеджеры, экономисты, финансисты, программисты, специалисты в области маркетинга.

Вторая группа - «Организационные проблемы»:

- разрозненность субъектов управления и отсутствие на постоянной основе сотрудничества по кадровой проблематике;

- отсутствие механизма определения спроса и предложения кадров в промышленном секторе экономики.

В Российской Федерации существует большое количество организаций и учреждений, реализующих программы по подготовке кадров для секторов промышленности. Однако не проводится мониторинг и анализ потребности в кадрах, не разработана система квалификационных и профессиональных стандартов, взаимосвязь между образовательными и профессиональными стандартами, отсутствует упорядоченная система оценки качества образовательных услуг и обучающих центров.

Задача состоит в совершенствовании формирования целостной инфраструктуры подготовки кадров для секторов промышленности с использованием имеющихся образовательных ресурсов, а также в приведении направлений подготовки кадров в соответствие со стратегическими задачами развития российской промышленности.

Общий анализ показывает, что дефицит кадров в промышленности существует на всех уровнях, начиная с управленческого уровня и инженеров, специалистов с начальным и средним техническим образованием и до уровня высоко - и среднеквалифицированных рабочих.

Поэтому необходимо концентрировать усилия на воспроизводстве тех кадров, которые способны обеспечить инновационный путь развития российской промышленности.

Сотрудничество с представителями промышленных предприятий дало понимание, что отдельного внимания заслуживает позиция управляющих человеческими ресурсами. Промышленным предприятиям необходимо иметь специалистов, соответствующих современным профессиональным стандартам в области управления персоналом и кадровой политики.

Инновационный контур для любого промышленного предприятия задают четыре основные «линии»:

-       формирование стратегий инновационного развития, где требуются управленцы и финансовые менеджеры, умеющие работать в новых (современных) условиях;

-       создание конкурентоспособных направлений, за которые отвечают специалисты по рынку и разработчики нового продукта;

-       разработка и внедрение новых технологий производства, где не обойтись без высококвалифицированных специалистов-технологов;

-       научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР), обеспечить выполнение которых невозможно без исследователей и конструкторов.

Для высокотехнологичных отраслей, формирующих инновационный задел развития экономики, более важным является вопрос эффективности и улучшения качества подготовки руководящих работников и специалистов, нежели вопрос увеличения их количества (см. схему 1).

Эти позиции являются ключевыми, и их нужно заполнять в первую очередь.

 

Рис. 1. Кадры для инновационного развития российской промышленности.

Эти позиции являются ключевыми, и их нужно заполнять в первую очередь.

Таким образом, специфика инновационного предприятия неразрывно связана с потребностью в высокообразованном кадровом ресурсе, готовом к постоянному совершенствованию (непрерывному образованию) и самостоятельному созданию новых знаний. Это предъявляет новые требования и к системе управления промышленным предприятием.

Система управления инновационным предприятием представляет собой сложную систему управления, основанную на взаимодействии с рынком товаров, услуг и технологий, рынком труда, рынком образования, рынком интеллекта и знаний. Соответственно, начинать решение кадровых проблем нужно с подготовки руководящих работников и специалистов, способных выстроить такую систему управления. И если подготовка кадров может быть вынесена на аутсорсинг, то HR-менеджмент и управление знаниями, по большей части, не могут быть переданы внешним исполнителям. Эти компетенции и должны укрепить кадровый ресурс российской промышленности в первую очередь.

Деятельность Минпромторга России, как субъекта управления, направлена на обеспечение достижения ряда стратегических целей страны: повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение национальной безопасности, обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития и создание потенциала для будущего развития.

В соответствии с этим деятельность Минпромторга России, как субъекта бюджетного планирования, направлена на достижение трех целей:

-        обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности;

-        оптимизация издержек и рисков решения задач долгосрочного развития Российской Федерации;

-        создание потенциала развития промышленности и товарных рынков.

На основании вышесказанного, Минпромторгом России при разработке Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на 2009-2011 годы (далее - ДРОНД) в рамках реализации цели по созданию потенциала развития промышленности и товарных рынков была определена задача «Развитие кадрового потенциала», инструментом реализации которой станет данная Программа. В целях оценки степени влияния Программы на достижение указанной задачи в ДРОНД добавлены показатели, характеризующие вклад реализации Программы на развитие кадрового потенциала, такие как:

- количество разработанных профессиональных стандартов;

- количество руководящих кадров и специалистов, принявших участие в   обучающих программах и семинарах в рамках мероприятий Программы, а также прошедших аттестацию.

Важно отметить, что Программа направлена на реализацию стратегических целей, так как проблема, связанная с недостатком высококвалифицированных кадров, способных обеспечить инновационный путь развития российской промышленности, обладает мультипликативным эффектом и является системной.

Механизм Программы для решения вышеуказанной проблемы выбран по следующим причинам:

-        проектный метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов;

-        оформление проекта в виде целевой программы ведомства позволяет определить его связь с задачами Минпромторга России и постоянно контролировать влияние реализации Программы на решение задач;

-       задачи Программы имеют конечный характер;

-        накоплен значительный опыт управления программами.


 

3. Основные цели и задачи Программы

 

Целью Программы является формирование методической базы по  взаимодействию предприятий высокотехнологичных секторов промышленности с инфраструктурой в сфере профессионального образования.

Программа направлена на реализацию Цели 3. Создание потенциала развития промышленности и товарных рынков и Задачи 3.4. Развитие кадрового потенциала, обозначенных в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2009 – 2011 годы.

Государство, реализуя свою системообразующую роль и обладая «масштабным» видением, берет на себя решение организационных, финансовых и методических вопросов, а именно:

-    анализ потенциальных центров сертификации и переподготовки кадров для промышленности (основной критерий – возможность диалога[1] и сотрудничества на определённой территории, городе, регионе производственных предприятий, образовательных учреждений и центров, профессионального сообщества);

-       прогнозирование и анализ кадровой потребности;

-       разработка и утверждение профессиональных стандартов совместно с экспертами профессионального сообщества;

-       разработка образовательных модулей на базе этих профессиональных  стандартов совместно с образовательными учреждениями и центрами;

-       разработка системы аттестации и сертификации на базе разработанных профессиональных стандартов;

-       создание индивидуальных образовательных программ по результатам аттестации;

-        поднятие престижа и увеличение привлекательности инженерно-технических специальностей.

Таким образом, Минпромторг России в рамках настоящей Программы обеспечивает стартовые условия для формирования элементов и функционирования УЦ по переподготовке кадров для высокотехнологичных секторов промышленности и по мере необходимости, корректирует их развитие, принимая соответствующие управленческие решения согласно своим полномочиям.


 

4. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые показатели и индикаторы

 

Основным целевым индикатором выполнения Программы является выполнение всех мероприятий Программы в установленные сроки и с заданным результатом (внутриведомственный контроль со стороны руководителя Программы).

Показателями выполнения программы являются:

- к декабрю 2009 года разработаны отраслевые профессиональные стандарты не менее чем в трех высокотехнологичных секторах промышленности (3 стандарта);

- к декабрю 2009 года разработан перечень потребности предприятий высокотехнологичных секторов промышленности в профильных специалистах;

-  к  декабрю 2009 года разработанная методика организации и разработки

профессиональных стандартов для высокотехнологичных секторов промышленности;

- к декабрю 2009 года разработаны методика и формы привлечения молодых специалистов в высокотехнологичные сектора промышленности;

- к  декабрю 2009 года сформированы коммуникационные площадки для обсуждения вопросов кадрового обеспечения промышленности;

- к декабрю 2009 года разработана методика мониторинга текущей потребности сектора в квалифицированных кадрах;

- к 2009 году подготовлен комплект методической документации по внедрению на высокотехнологичных предприятиях системы отбора, оценки, обучения и продвижения управленческого персонала.

5.  Перечень и описание программных мероприятий

 

Мероприятие 1. Разработка методики по созданию УЦ для высокотехнологичных и других приоритетных секторов промышленности

 

Обоснование мероприятия

Общей проблемой промышленного комплекса является отсутствие управленческих и инженерных кадров, способных решать задачи инновационного прорыва и создания конкурентоспособных предприятий.

Более того, средний возраст существующих управленческих и инженерных кадров в большей части высокотехнологичных секторов вплотную подошел к пенсионному порогу, а в некоторых секторах перешагнул его. Так, например, продолжает оставаться высоким средний возраст работников предприятий оборонно-промышленного комплекса. На предприятиях и в организациях, ранее подведомственных Роспрому, средний возраст работников составляет - 47,7 лет (в судостроительной промышленности - 50,1 года, промышленности боеприпасов - 54 года).  

Для решения задачи подготовки необходимых управленческих и инженерных кадров необходимо создание сети УЦ в высокотехнологичных и других приоритетных секторах промышленности. А также необходима организация работы по включению существующих образовательных программ в систему непрерывного образования для секторов промышленности.

Принимая во внимание происходящие события на мировых финансовых рынках, а также процессы неизбежного высвобождения большого количества квалифицированных кадров и рабочей силы по всей стране, создание инструмента быстрого и эффективного включения специалистов в деятельность промышленных предприятий может выступить действенным инструментом по решению кадровых проблем высокотехнологичных секторов. Таким инструментом, безусловно, могут стать программы обучения и адаптации на промышленных предприятиях.

Мероприятия по созданию и развитию УЦ предусматриваются в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (от 10 декабря 2007 г. № Пр-2197  и от 28 декабря 2007 г. № СИ-П7-6688).

Согласно Стратегии создания в оборонно-промышленном комплексе многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года                  (далее - Стратегия) в рамках первого этапа ее реализации (2009 г.), необходимо: «Провести комплекс НИР, разработать предложения  по совершенствованию нормативно-правового, финансово-экономического и организационно-методического обеспечения мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, в том числе, созданию и развитию на базе крупных интегрированных структур УЦ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации инженерно-технических работников и рабочих кадров, созданию непрерывного (многоуровневого) образования для оборонно – промышленного комплекса (далее - ОПК), проекта государственного плана ДПО ОПК». Реализация мероприятия №1 будет способствовать достижению задач Стратегии.

Описание мероприятия

В Программе под УЦ подразумевается учреждение или подразделение предприятия, способное обеспечить высокую квалификацию выпускаемых кадров и адаптацию специалистов и руководящих сотрудников к новым условиям деятельности, за счет привлечения к организации учебного процесса:

- членов экспертно-профессионального сообщества;

- опытных сотрудников предприятий;

- представителей образовательных учреждений (ведущих высших учебных заведений, тренинговых центров, корпоративных учебных заведений).

При осуществлении работ в рамках данного мероприятия необходимо опираться на уже существующие образовательные ресурсы, планы и проекты по подготовке управленческих кадров, в том числе Государственный план по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

Проекты создания и развития УЦ будут представлены в Министерство образования и науки Российской Федерации для согласования и утверждения.

Программа не предполагает создания автономной системы ДПО. В рамках данного мероприятия Программы будут разработаны предложения по совершенствованию существующей системы ДПО. При проведении работ будет учтен опыт ведущих ВУЗов, тренинговых компаний и корпоративных учебных заведений.

Результаты мероприятия

По итогам реализации данного мероприятия Программы будут получены следующие результаты:

 - разработана методика по созданию УЦ для высокотехнологичных и других приоритетных секторов промышленности;

 - разработаны учебные программы и модули для типовых УЦ.

 

 

Мероприятие 2. Разработка методики проведения конкурса управленческих команд как инструмента повышения квалификации управленческого персонала высокотехнологичных отраслей промышленности

 

Обоснование мероприятия

Одной из ключевых проблем в кадровом обеспечении высокотехнологических секторов промышленности является низкая привлекательность предприятий и организаций данной сферы (как места для построения карьеры и развития профессиональных компетенций). Как молодые специалисты, так и квалифицированные менеджеры, в большинстве случаев предпочитают финансовую, торговую и другие сферы деятельности.

В ситуации невозможности осуществления государственного заказа на подготовку и распределение кадров по предприятиям, сектор и отдельные предприятия вынуждены самостоятельно решать вопросы формирования положительного имиджа работодателя. Для повышения эффективности действий отдельных промышленных компаний в области кадровой политики и привлечения квалифицированного управленческого персонала необходимо реализовывать государственную политику и запускать проекты по продвижению положительного имиджа промышленных предприятий на рынках труда и развитию управленческих и профессиональных компетенций сотрудников промышленных предприятий.

Механизм проведения конкурсов профессионального мастерства доказал свою эффективность на уровне рабочих специальностей. Однако на данный момент совершенно не используется для управленческого, коммерческого и финансового персонала.

    Цели мероприятия

-       повышение управленческой квалификации персонала высокотехнологичных отраслей промышленности;

-       разработка методик повышения управленческой квалификации персонала высокотехнологичных отраслей промышленности.

 

 

Описание мероприятия

Исследование возможности использования конкурса профессионального мастерства в качестве инструмента повышения квалификации управленческого персонала высокотехнологичных отраслей промышленности.

Разработка методики проведения конкурса управленческих команд для действующих менеджеров, а также для студентов инженерных специальностей на базе современных образовательных технологий – компьютерных имитационных моделей в дистанционной форме.

Разработка системы информирования целевой аудитории и отбора участников соревнований:

-       ФГУПы, подведомственные Минпромторгу России;

-       предприятия, входящие в состав интегрированных структур в высокотехнологичных секторах промышленности (в том числе «Ростехнологии», ОАК, ОСК, ОДК и т.д.);

-       частные промышленные компании.

Результаты мероприятия

По итогам реализации данного мероприятия Программы будут получены следующие результаты:

-       отчет о возможности использования конкурса профессионального мастерства в качестве инструмента повышения квалификации управленческого персонала высокотехнологичных отраслей промышленности;

-       схемы организации профессиональных конкурсов среди менеджеров промышленных предприятий и среди команд студентов инженерных специальностей.

 

 

 

 

Мероприятие 3. Формирование методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов для специалистов высокотехнологичных секторов промышленности, включая требования к аттестации

 

Обоснование мероприятия

Одной из основных задач данной Программы является создание механизма взаимодействия промышленных компаний и институтов подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. Это необходимо для улучшения качества подготовки в учебных заведениях и корпоративных центрах, эффективного определения квалификационного уровня специалистов при отборе и оценке кадров, повышения квалификации и переподготовки. Для этого осуществляется разработка и отработка практического применения профессиональных стандартов. В ходе реализации Программы должна быть осуществлена разработка пакета профессиональных стандартов к отраслевым стратегиям развития.

В настоящее время отраслевые ассоциации, общественно-профессиональные объединения и отдельные компании постепенно начинают проекты по разработке профессиональных стандартов. Но темпы разработки и внедрения профессиональных стандартов должны быть увеличены. Ключевой проблемой является отсутствие организационных механизмов и нехватка специалистов, способных организовать работу по разработке профессиональных стандартов и организовать взаимосвязь между представителями профессионального и образовательного сообществ. В связи с этим необходимо реализовать мероприятия по формированию постоянно действующей системы разработки и обновления, а также практического применения профессиональных стандартов для специалистов высокотехнологичных секторов промышленности. В международной практике данную функцию на уровне компаний на себя берут директора по персоналу и человеческим ресурсам, а на отраслевом уровне центры сертификации и экспертные советы. Поэтому первостепенной задачей в данном направлении является разработка профессионального стандарта «Директор по персоналу промышленного предприятия», а также списка профессиональных стандартов сектора в форме структуры ключевых профессий сектора и разработка профессиональных стандартов «Управление и организация в промышленности», «Инженер промышленного предприятия (компании)».

       Описание мероприятия

Проведение НИР по разработке профессиональных стандартов «Директор по персоналу промышленного предприятия», «Управление и организация в промышленности», «Инженер промышленного предприятия (компании)» из числа:

- директоров по персоналу предприятий высокотехнологичных секторов промышленности, на которых ориентирована данная Программа, директоров по персоналу промышленных предприятий, лидеров общественно-профессиональных рейтингов;

- специалистов и руководителей предприятий - носителей компетенцией     современного уровня для соответствующих профессий и специальностей;

- специалистов по разработке профессиональных стандартов;

- представителей образовательного сообщества;

- представителей научного сообщества.

Проведение мероприятий по определению профессиональной структуры сектора, а также списка профессиональных стандартов сектора в форме структуры ключевых профессий сектора и разработка двух профессиональных стандартов для наиболее востребованных инженерно-технических и управленческих профессий сектора.

Формирование методических рекомендаций по дальнейшей разработке профессиональных стандартов для высокотехнологичных секторов промышленности, которые могут быть использованы компаниями и общественно-профессиональными организациями при организации собственных работ по разработке профессиональных стандартов, а также учреждениями системы образования при формировании программ подготовки в области управления персоналом и управления человеческими ресурсами.

 

 

Результаты мероприятия

-       разработаны методика, проект организации работ и календарный план  разработки профессиональных стандартов;

-       сформированы методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов для специалистов высокотехнологичных секторов промышленности, включая требования к аттестации;

-       сформирован список профессиональных стандартов сектора в форме структуры ключевых профессий сектора;

-       разработаны профессиональные стандарты «Директор по персоналу промышленного предприятия», «Управление и организация в промышленности», «Инженер промышленного предприятия (компании)».

 

Мероприятие 4. Анализ ситуации на рынке труда в высокотехнологичных секторах промышленности

 

       Обоснование мероприятия

Для принятия стратегических и оперативных управленческих решений в кадровой области, для  успешного решения кадровых задач необходимо иметь своевременную и достоверную информацию о текущей кадровой потребности и о возможностях предоставляемых рынком труда, а также системой переподготовки. На сегодняшний день такая система, собирающая соответствующие данные, отсутствует. Одним из приоритетов мероприятия является разработка решений и развитие инфраструктуры сбора и анализа информации необходимой для работы с кандидатами инженерно-технических и управленческо-производственных специальностей. В последние годы со стороны компаний растет спрос на молодых инженеров и технологов. В то же время на рынке труда отсутствуют необходимая информация и специализированные на потребностях промышленности посредники, обладающие опытом в данной области и способные предложить работодателям услуги, учитывающие специфику работы с такими кандидатами.

Анализ текущего спроса и наличного предложения по подготовленным кадрам проводится для своевременного выявления диспропорций между структурой потребности и структурой предложения.

Описание мероприятия

Сбор информации по текущей ситуации на рынке труда должен представлять собой сочетание:

- сбора, структурирования информации о потребностях предприятий, а также о наличном предложении на рынке труда;

- анализа информации в плане выявления значимых тенденций и предвидения кризисных и переходных ситуаций;

- представления информации и результатов анализа в согласованных с потребителями стандартизованных форматах и по доступным потребителю каналам.

В рамках данного мероприятия Программы должна быть создана система сбора, обработки и представления информации.

В соответствии со спецификой кадровой информации, она должна предоставляться на постоянной основе заинтересованным предприятиям и организациям в формате электронного информационного пространства с ограниченным доступом. Значительная часть информации должна представляться в отрытом формате на специализированном публичном информационном ресурсе. Для мониторинга текущей ситуации разрабатываются методики запроса о предоставлении информации, механизмы взаимодействия предприятий и организаций в обмене информацией.

Сбор и распространение информации о возможностях переподготовки — необходимый элемент для планирования кадровой работы и рациональной организации.

Предоставить специалистам, заинтересованным в развитии карьеры в производственной области, наиболее актуальную и полную информацию о программах переподготовки и повышения квалификации, необходимых для планирования и осуществления своевременной и эффективной переподготовки и тем самым перехода специалистов из сокращающихся направлений и видов деятельности в перспективные и разворачивающиеся.

Полноценность и достоверность информации о возможностях переподготовки в рамках данного мероприятия Программы обеспечивается через создание специализированной информационной площадки с функцией мониторинга и оценки состояния переподготовки по отдельным направлениям и секторам.

В рамках данного мероприятия Программы будут разработаны современные методики оценки потребностей в переподготовке и обучение.

Также в рамках данного направления будет проведен анализ мероприятий по опережающему профессиональному обучению сотрудников в случае угрозы массового увольнения (в рамках региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации),  а также по переподготовке сотрудников, временно не занятых, в том числе, и на системообразующих предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности.

Результаты мероприятия

По итогам реализации данного мероприятия Программы будут получены следующие результаты:

-       проведен комплексный анализ потребностей на рынке труда в высокотехнологичных секторах промышленности;

-       разработана методика мониторинга текущей потребности сектора в квалифицированных кадрах;

-       создан механизм сбора информации по разработанной методике;

-       разработан механизм анализа ситуации на рынке труда и форма его предоставления результатов для кадровых служб российских компаний.

 

 

 

 

Мероприятие 5. Разработка методики и форм привлечения молодых инженерных, технических и управленческих кадров в интегрированные структуры в высокотехнологичных секторах промышленности

 

Обоснование мероприятия

В настоящее время не сформирован и отсутствует механизм привлечения и закрепления молодых специалистов, которые должны обеспечить формирование нового поколения управленцев и специалистов.

Одной из задач данного мероприятия в рамках Программы является создание образцов и примеров механизмов привлечения молодых специалистов, а также наработка методов и подходов решения поставленной задачи.

Для решения данной проблемы необходимо разработать типовой комплекс мероприятий по формированию условий для молодых специалистов на предприятиях, отработке форм привлечения и закрепления молодых специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности.

Цели мероприятия:

-       сформировать основные элементы организационного механизма привлечения и закрепления молодых специалистов в секторе;

-       разработка методики привлечения и закрепления молодых инженерных, технических и управленческих кадров в интегрированные структуры в высокотехнологичных секторах промышленности.

       Описание мероприятия

В рамках данного мероприятия создаются механизмы привлечения кадров в высокотехнологичные сектора промышленности, планирования карьеры, разрабатываются методики оценки перспектив и потенциала молодых специалистов.  

Будут разработаны современные методики и механизмы стажировки как эффективного механизма освоения новой производственной и организационной среды.

 

 

Результаты мероприятия

По итогам реализации данного мероприятия Программы будут получены следующие результаты:

-       разработаны схемы организации нового поколения мероприятий по привлечению молодых специалистов;

-       разработаны программы стажировок и других форм адаптации молодых специалистов.

 

Мероприятие 6. Разработка технологии формирования и подготовки управленческих команд для высокотехнологичных предприятий

 

Обоснование мероприятия

В настоящее время на большинстве предприятий отсутствует методология анализа потребности в замене управленческих кадров, не применяются современные технологии оценки управленческого потенциала действующих руководителей и резерва на выдвижение. Программы управленческой подготовки нередко строятся на основании устаревших подходов и методов, не отвечающих современным требованиям. Практически отсутствуют программы подготовки специалистов, владеющих методами анализа управленческих структур, технологиями оценки управленческого потенциала, современными преподавательскими методологиями.

Описание мероприятия

Выполнение работы будет организовано путем проведения следующих мероприятий:

- разработка типовой методологии анализа потребности в замене управленческих кадров на высокотехнологичных предприятиях;

- проведение анализа необходимого количества дифференцированных моделей компетенций;

- разработка проектов моделей компетенций руководителей высокотехнологичных предприятий, рецензирование указанных моделей действующими руководителями и их доработка;

-   разработка модульной технологии центра оценки;

-  разработка набора типовых упражнений для формирования центров оценки предприятий с учётом специфики разработанных моделей компетенций;

- разработка модульной программы управленческой подготовки руководителей высокотехнологичных предприятий;

- разработка методики создания индивидуальных планов развития руководителей и резерва на замещение;

- разработка модульных презентаций, модульных раздаточных материалов, набора упражнений, сценариев ролевых игр, симуляционных и моделирующих игр по менеджменту, деловой коммуникации, технологиям бережливого производства и другим направлениям управленческой подготовки;

- разработка программ подготовки специалистов по управлению программами работы с резервом, специалистов по оценке, специалистов по подготовке, организации и проведению управленческого обучения (внутренних методологов и тренеров).

        Результаты мероприятия

По итогам реализации данного мероприятия Программы будут получены следующие результаты:

- подготовлен комплект методической документации по внедрению на высокотехнологичных предприятиях системы отбора, оценки, обучения и продвижения управленцев.

 

 

 


 

Сведения о необходимых для реализации программы ресурсах  

 (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) представлены в таблице:

 

№ п/п

Мероприятие

Объем расходов (тыс. руб.)

Период расходования (год)

Направление расходования

Коды классификации расходов бюджета

Источник финансирования

Мин

Рз

ПР

ЦСР

ВР

КОСГУ

1.

Разработка методики по созданию УЦ для высокотехнологичных и других приоритетных секторов промышленности

 

8 458,560

2009

НИР

020

04

11

0816900

012

226

Бюджет действующих обязательств Минпромторга

России

2.

Разработка и апробация методики проведения конкурса управленческих команд как инструмента повышения квалификации управленческого персонала высокотехнологичных отраслей промышленности

3 289,44

2009

НИР

020

04

11

0816900

012

226

Бюджет действующих обязательств Минпромторга

России

3.

Формирование методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов для специалистов высокотехнологичных секторов промышленности, включая требования к аттестации

 

3 460,32

2009

НИР

020

04

11

0816900

012

226

Бюджет действующих обязательств Минпромторга

России

4.

Анализ ситуации на рынке труда в высокотехнологичных секторах промышленности

 

5 263,10

2009

НИР

020

04

11

0816900

012

226

Бюджет действующих обязательств Минпромторга

России

5.

Разработка методики и форм привлечения молодых инженерных, технических и управленческих кадров в интегрированные структуры в высокотехнологичных секторах промышленности

 

2 614,46

2009

НИР

020

04

11

0816900

012

226

Бюджет действующих обязательств Минпромторга

России

6.

Разработка технологии формирования и подготовки управленческих команд для высокотехнологичных предприятий

4 921,34

2009

НИР

020

04

11

0816900

012

226

Бюджет действующих обязательств Минпромторга

России

7.

ИТОГО:

28 007,22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


*Обоснование  классификации расходов бюджетов:

- 020 – Минпромторг России;

- 0411 – «Прикладные научные исследования в области национальной экономики»;

- 0810000 – целевая статья расходов «Прикладные научные исследования и разработки»;

- 6900 – программа «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному контракту»;

- 012 – вид расходов «Выполнение функций государственного органа»;

- 226- подстатья «Прочие работы, услуги».


 

5.     Срок реализации программы

 

Срок реализации мероприятий программы – 2009  год.

План-график реализации мероприятий:

№ п/п

Мероприятие

Общий срок исполнения

Продолжительность работ (мес.)

1.

Разработка методики по созданию УЦ для высокотехнологичных и других приоритетных секторов промышленности

 

2009 год

9

2.

Разработка и апробация методики проведения конкурса управленческих команд как инструмента повышения квалификации управленческого персонала высокотехнологичных отраслей промышленности

 

2009 год

5

3.

Формирование методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов для специалистов высокотехнологичных секторов промышленности, включая требования к аттестации

 

2009 год

9

4.

Анализ ситуации на рынке труда в высокотехнологичных секторах промышленности

 

2009 год

8

5.

Разработка методики и форм привлечения молодых инженерных, технических и управленческих кадров в интегрированные структуры в высокотехнологичных секторах промышленности

 

2009 год

6

6.

Разработка технологии формирования и подготовки управленческих команд для высокотехнологичных предприятий

 

2009 год

9


7. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценка рисков ее реализации

 

Реализация Программы, по мнению Минпромторга России, должна способствовать созданию кадрового потенциала для развития высокотехнологичных секторов промышленности.

Анализ прогнозируемых социальных и экономических последствий реализации Программы показывает, что она способна при соответствующем ресурсном обеспечении внести существенный вклад в достижение стратегической  цели Минпромторга России - «Создание потенциала развития промышленности и товарных рынков» в результате решения тактической задачи: «Развитие кадрового потенциала», инструментом реализации которой станет настоящая Программа.

Создание потенциала развития промышленных и товарных рынков напрямую зависит от повышения эффективности системы управления в отраслях промышленности, основной задачей которой становится обеспечение конкурентоспособности продукции, и создание инновационного задела. Так, например, предусмотренное Программой мероприятие по формированию методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов направлено на разработку профессиональных стандартов «Директор по персоналу промышленного предприятия» и «Управление и организация в промышленности», внедрение которых будет влиять на качество управления инновационным предприятием.

Для целевой группы в среднесрочной перспективе в итоге выполнения Программы конечным социально-экономическим эффектом является повышение общего профессионального уровня специалистов предприятий высокотехнологичных секторов промышленности, участвующих в мероприятиях Программы. Это, в свою очередь, положительным образом повлияет на процессы управления и производства в высокотехнологичных секторах промышленности и повысит конкурентоспособность соответствующих предприятий.

Для компенсации риска несоответствия мероприятий, предусмотренных Программой, актуальным проблемам предусмотрены широкие полномочия руководителя Программы по оперативному внесению изменений в план-график реализации мероприятий.

Риск реализации Программы оценивается как минимальный при условии ее финансирования в полном объеме. Обусловлено это тем, что реализация Программы осуществляется путем проведения серии НИР. Данные работы будут осуществляться сторонними научными организациями, деятельность которых на протяжении многих лет направлена на создание подобных проектов, путем заключения государственного контракта на оказание услуг для государственных нужд. Поэтому при финансировании Программы в объеме бюджета действующих обязательств риски, при исключении форс-мажорных обстоятельств, отсутствуют. Указанные факторы риска не зависят напрямую от деятельности Минпромторга России, поэтому не могут быть оценены в полной мере.

Основными факторами риска при реализации Программы могут быть ухудшение в целом социально-экономической ситуации в стране, экологических катастроф и вооруженных конфликтов. Вследствие этих причин возможно уменьшение объема финансирования программных мероприятий или его полное прекращение.

Экологические последствия реализации данной Программы не прогнозируются.

 

8. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам в течение всего срока реализации программы

 

Оценка эффективности расходования бюджетных средств является формой текущего и последующего контроля и проводится путем расчета индикаторов экономичности на основании фактических данных о произведенных расходах.

Основной целью оценки эффективности расходования бюджетных средств является обеспечение экономного и рационального использования бюджетных средств. Основной задачей оценки эффективности расходования средств является выявление областей неэффективного расходования бюджетных средств и обеспечение своевременного их предупреждения и устранения. Полученные результаты оценки позволяют также осуществлять оценку эффективности произведенных затрат независимыми экспертами.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств Программы может производиться на основе показателей выполнения Программы.

№ п/п

Показатели выполнения программы

Планируемые значения показателей на 2009 год

1.

Разработанные отраслевые профессиональные стандарты  не менее чем в трех высокотехнологичных секторах промышленности  

3

2.

Разработанный перечень потребности промышленных предприятий в профильных специалистах

1

3.

Разработанная методика организации и разработки профессиональных стандартов для высокотехнологичных секторов промышленности

1

4.

Разработанная методика и формы привлечения молодых специалистов в высокотехнологичные сектора промышленности

1

5.

Разработанная методика мониторинга текущей потребности сектора в квалифицированных кадрах

1

6.

Разработан комплект методической документации по внедрению на высокотехнологичных предприятиях системы отбора, оценки, обучения и продвижения управленцев

1

7.

Сформированные коммуникационные площадки для обсуждения вопросов кадрового обеспечения промышленности

1

 

Бюджетная эффективность реализации Программы повышается при росте достигнутых значений данных показателей, а также при сокращении стоимости единицы результата.

 

9. Методика оценки эффективности реализации Программы

 

Для оценки эффективности реализации мероприятий Программы используются разработанные показатели выполнения Программы. Указанные показатели выступают в роли инструмента, позволяющего оценить, сравнить (проанализировать) ход выполнения Программы и выработать правильное управленческое решение.

Расчет эффективности расходования бюджетных средств, привлекаемых на реализацию Программы, будет производиться по следующей формуле:

15-1

где,

Э – коэффициент эффективности расходования бюджетных средств;

Ik - балльное значение показателя (максимальное значение показателя – 10, при условии, что заявленные значения показателей будут выполнены в полном объеме);

Wk - вес показателя;

k - количество показателей.

№ п/п

Показатели выполнения программы

Wk - вес показателя

1.

Разработанные отраслевые профессиональные стандарты  не менее чем в трех высокотехнологичных секторах промышленности  

0,2

2.

Разработанный перечень потребности промышленных предприятий в профильных кадрах

0,2

3.

Разработанная методика организации и разработки профессиональных стандартов для высокотехнологичных секторов промышленности

0,3

4.

Разработанная методика и формы привлечения молодых специалистов в высокотехнологичные сектора промышленности

0,1

5.

Разработанная методика мониторинга текущей потребности сектора в квалифицированных кадрах

0,05

6.

Разработан комплект методической документации по внедрению на высокотехнологичных предприятиях системы отбора, оценки, обучения и продвижения управленцев

0,1

7.

Сформированные коммуникационные площадки для обсуждения вопросов кадрового обеспечения промышленности

0,05

 

В зависимости от значения полученного итогового годового коэффициента эффективности бюджетных расходов «Э» выделяются 3 уровня:

- 1 уровень - низкий (значение коэффициента эффективности расходования бюджетных средств варьируется от 1-3);

- 2 уровень – средний (значение коэффициента эффективности расходования бюджетных средств варьируется от 4-7);

- 3 уровень – высокий (значение коэффициента эффективности расходования бюджетных средств варьируется от 8-10);

Если итоговый коэффициент эффективности расходования бюджетных средств «Э» соответствует 1-2 уровням, то Департаментом системного анализа и стратегического планирования  (далее - Департамент) Минпромторга России проводится анализ сложившейся ситуации в целях повышения эффективности бюджетных расходов соответствующего направления расходования средств Минпромторга России и, в случае необходимости, привлекает независимых экспертов для проведения анализа соответствующего отдельного мероприятия расходования бюджетных средств Минпромторга России в целях улучшения сложившейся ситуации.

 

10. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

 

Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на весь срок ее реализации составляет 28 007 220 (двадцать восемь миллионов семь тысяч двести двадцать) рублей.

Структура затрат с указанием основных факторов и стоимости единицы затрат представлена в таблице.

 

Обоснование расходов на проведение НИР

 

Мероприятие

Объем расходов (тыс. руб.)

Продолжительность работ (мес.)

Дней в месяц

Количество привлеченных специалистов

Ставка (тыс.руб. в день)

1.

Разработка методики по созданию УЦ для высокотехнологичных и других приоритетных секторов промышленности

8 458,560

9

22

10

4,272

2.

Разработка и апробация методики проведения конкурса управленческих команд как инструмента повышения квалификации управленческого персонала высокотехнологичных отраслей промышленности

3 289,44

5

22

7

4,272

3.

Формирование методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов для специалистов высокотехнологичных секторов промышленности, включая требования к аттестации

3 460,32

9

18

5

4,272

4.

Анализ ситуации на рынке труда в высокотехнологичных секторах промышленности

5 263,10

8

22

7

4,272

5.

Разработка методики и форм привлечения молодых инженерных, технических и управленческих кадров в интегрированные структуры в высокотехнологичных секторах промышленности

2 614,46

6

17

6

4,272

6.

Разработка технологии формирования и подготовки управленческих команд для высокотехнологичных предприятий

4 921,34

9

16

8

4,272

 7.

ИТОГО:

28 007,22

 

 

 

 

 

 

Общая сумма 28 007,22 тыс. руб.

* 4,272 – усредненная ставка стоимости результата, полученного в течение одного рабочего дня привлекаемого эксперта, с учетом накладных и текущих расходов.

 

11. Описание системы управления реализацией Программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию

 

Управление реализацией Программы осуществляется Минпромторгом России.

Минпромторг России:

-                  определяет формы и методы управления реализацией Программы - осуществляет планирование реализации мероприятий Программы;

-                  обеспечивает эффективное использование средств;

-                  проводит мониторинг эффективности реализации мероприятий Программы и расходования бюджетных средств и формирует доклады о ходе реализации Программы;

-                  размещает на официальном сайте в сети интернет информацию о ходе и результатах реализации Программы;

-                  отвечает за обеспечение хода реализации Программы и достижение ее конечных результатов, рациональное и целевое использование финансовых средств;

-                  представляет отчет о ходе реализации Программы в установленном порядке заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.

Руководитель Программы назначается приказом Министра промышленности и торговли Российской Федерации. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.

Описание системы управления реализацией Программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию, утверждается распоряжением Руководителя Программы. В том числе определяется порядок привлечения сотрудников к выполнению мероприятий Программы с целью использования их знаний и опыта работы и порядок оперативной корректировки планов-графиков реализации программных мероприятий.

Оперативное управление возлагается на Департамент системного анализа и стратегического планирования Минпромторга России (далее – Департамент).

К полномочиям Департамента относятся:

- планирование мероприятий;

- координация хода выполнения Программы;

- анализ результатов.

Для согласования мероприятий Программы с аналогичными мероприятиями, выполняемыми другими органами исполнительной власти, формируется межведомственная Рабочая группа с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Порядок работы межведомственной Рабочей группы и ее состав определяются Положением, утвержденным соответствующим приказом Минпромторга России.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых Минпромторгом России, а также деятельности отдела систем профессиональной подготовки и социального развития в соответствии с положением о Департаменте. Исполнители обеспечивают в соответствии с государственным контрактом выполнение проектов, необходимых для реализации программных мероприятий, организуют на контрактно - конкурсной основе необходимую кооперацию соисполнителей.

Отбор организаций-исполнителей мероприятий Программы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством и подзаконными актами.

Результаты исполнения Программы по итогам года рассматриваются рабочей группой по подготовке ДРОНД.

Для оценки хода реализации Программы используются показатели вида «Мероприятие выполнено в соответствии с планом мероприятий» (внутриведомственный контроль со стороны ответственного за реализацию Программы), а для оценки его результатов – показатели и индикаторы результативности (см. паспорт Программы).

Контроль целевого расходования бюджетных средств осуществляет в текущем режиме Департамент и Департамент бюджетной политики и финансов, в том числе:

- согласование смет расходов;

- финансирование согласованных расходов;

- контроль целевого использования финансовых средств.

Контроль качества планирования, организации исполнения мероприятий, анализ результатов осуществляет Департамент. К должностным лицам, не обеспечившим в установленные сроки выполнение предусмотренных Программой мероприятий или допустивших нецелевое, нерациональное расходование средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию Программы, применяются в соответствии с действующим законодательством меры дисциплинарного воздействия.

Минпромторг России формирует и представляет в установленном порядке отчет о ходе реализации Программы.

Статистическая отчетность о результатах, достигнутых в ходе реализации Программы за 2009 год, будет направлена в установленном порядке в Федеральную службу государственной статистики.

 

 

 



[1] Коммуникативная часть будет играть одну из важнейших ролей в связке всех объектов Программы

Файлы для загрузки:

 

Вакансии

Инженер по строительному контролю
ООО "Центр Строительного Консультирования"
грузчик-водитель
Фильтерком
Водитель
Техзапчасть
Менеджер продаж
Уралсибпромсервис
Техник
Курганский машиностроительный завод КО
курьер
"НаСуши" ООО
оператор конвейера
Курганский машиностроительный завод конвейерного оборудования
водитель
Фильтерком.ру
грузчик
Техзапчасть
слесарь
ЗАО "Машзавод "Южуралгидромаш"
все вакансии

© 2008, Экспертный клуб промышленности и энергетики
разработка "Инфраструктуры нового поколения"