Экспертный клуб Министерства промышленности и энергетики РФ
 Кадровое развитие в промышленности и энергетике 
  


Авторизованный вход
логин: 
пароль: 
забыли пароль?
Войти  
регистрация соискателя
регистрация работодателя

ЭЦП для Росреестра
Получение электронной подписи для работы с Порталом Росреестра

НИИ труда и социального страхования

HSE{club} - портал сообщества выпускников, студентов и сотрудников ГУ-ВШЭ

Производственная практика для студентов

Разработка Стандартов профессиональной деятельности работников туристской индустрии

12 марта 2010
Источник публикации: Федеральное агентство по туризму

14 марта в рамках туристской выставки «Интурмаркет 2010» пройдёт Международная  конференция  «Проблемы и перспективы подготовки кадров в сфере туризма». В ходе конференции планируется обсуждение таких актуальных вопросов как подготовка кадров в сфере туризма для массовых мероприятий и использование инновационных технологий в образовании.

В конференции планирует принять участие руководитель Экспертного клуба промышленности и энергетики НП «Экспертный клуб»  Афанасьев Г.Э., где выступит с докладом: «Совершенствование кадрового обеспечения в сфере туризма и индустрии гостеприимства через создание системы профессиональных стандартов,   а также  формирование  правовых основ создания и функционирования в Российской Федерации центров сертификации  и присвоения профессиональных квалификаций в сфере туризма».

Введение:

Отличительными особенностями  современного этапа социально-экономического развития России являются масштабные  преобразования во всех сферах жизнедеятельности общества: переход к рыночной экономике и формированию новой профессионально-квалификационной структуры рынка труда; изменение роли государства в области  демократизации социального устройства и движения к гражданскому обществу;  либерализация общества, усиление его открытости и т.д.

Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (Word Trade Organisation - WTO) потребует  перехода от протекционистских торговых отношений, основанных  на политических соображениях, к выходу на внешний рынок на принципах  конкурентоспособности товаров и услуг, включающих качество рабочей силы.

Кроме того, одним из важнейших показателей конкурентоспособности экономики государств является  уровень развития ее трудовых ресурсов, качество подготовки новой рабочей силы, которое напрямую зависит от степени взаимодействия системы профессионального образования и реального сектора экономики. В то же время, по мнению абсолютного большинства исследователей, воспроизводство квалифицированной рабочей силы в России сегодня находится в кризисном состоянии, и бизнесу приходится «доводить» персонал до соответствующего квалификационного уровня в системе внутрипроизводственного обучения.

Во многих исследованиях отмечается, что в условиях глобализации экономики  российские рабочие/специалисты массовых профессий по существу неконкурентоспособны.  Западные страны, в основном, используют рабочих и специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь.

В настоящее время туризм является мощной мировой индустрией, занимающей до 10% мирового валового продукта, где задействованы огромные массы служащих, основных средств производства, привлечены крупные капиталы. Можно сказать, что туризм — это и серьезная политика глобального уровня.

По мере развития как постиндустриальных, так и новых индустриальных стран все большее количество населения нашей планеты вовлекается в сферу туризма. За последние годы прослеживается постоянная устойчивая тенденция роста числа туристов ежегодно в среднем на 4 %, даже финансовый кризис в Азии 1998 г. не привел к существенной деформации этих процессов. Доходы от туризма в мире в 1997 г. составили, по данным ВТО, 448 млрд. долл. США, что на 7,9% больше, чем в предыдущем году.

ВТО прогнозирует, что к 2010 г. общее количество туристских поездок составит 937 млн., а доходы от этого бизнеса возрастут до 1,1 трлн. долл. США.

Туризм, представляющий субъект-субъектные отношения, являет собой третичный рынок услуг, и неудивительно, что его наибольшее развитие приходится именно на постиндустриальные страны.

К обслуживанию огромного количества путешествующих привлекается большая армия специалистов, работающих в различных областях, что и составляет суть инфраструктуры и индустрии туризма. В настоящее время каждый 15-й человек на Земле, так или иначе, связан с индустрией туризма. Таким образом, туризм обеспечивает создание большого количества рабочих мест. Это один из наиболее позитивных факторов, дающих положительный эффект обществу от этого вида деятельности.

Наиболее интенсивное развитие системы сертификации персонала за рубежом началось в последние 10 лет с осознания    необходимости и полезности сертификации персонала среди многочисленных кругов  в бизнесе, экономике и в правительствах различных  стран.   Система сертификации персонала вначале была создана для обслуживания исключительно  систем управления экономикой, бизнесом. За последние  годы она продвинулась далеко вперед во многих отраслях экономики. Системы управления в настоящее время составляют лишь небольшой  участок рынка сертификации персонала.

Как результат развития системы сертификации персонала в 2003 году был принят Международный стандарт ISO/IEC 17024:2003, который устанавливает    «Общие требования к организациям, производящим сертификацию персонала».

 

      

 

Правовое регулирование сертификации в Российской Федерации:

Согласно ГОСТ 28681.0-90, туристская услуга — это «результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов». Качество услуги определяется требованиями ст. 4  Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». По Закону продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также предоставить информацию о товарах (работах, услугах).

Правовое поле для разработки стандартов в области туризма определено в Законе Российской Федерации «О стандартизации». Требования данного Закона обязательны для всех субъектов хо­зяйственной деятельности независимо от форм собственности. Закон предусматривает стандартизацию как деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения:

·        безопасности продукции, работ, услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

·        качества продукции, работ, услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

·        единства измерений;

·        экономии всех видов ресурсов.

Объект сертификации — это продукция и процессы, которые неоднократно воспроизводятся и/или используются. По сути, процедура сертификации определяет условия и методы, обеспечивающие показатели качества.

Деятельностью по стандартизации в России управляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Для разработки государственных стандартов создаются специальные технические комитеты (ТК), которые действуют на базе предприятий и организаций, специализирующихся на выпуске оп­ределенных видов продукции и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом.

Требования к туристским услугам определены в ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Общие требования». Согласно этому стандарту, туристская услуга должна со­ответствовать назначению, точно и своевременно исполняться, отвечать требованиям комплексности, комфортности, эстетичности и др. Особые требования предъявляются к этичности обслуживающего персонала.

Основополагающими стандартами в области производства и потребления туристского продукта являются:

·        ГОСТ 28681.0 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения», устанавливающий основные виды туристско-экскурсионного обслуживания объектов стандартизации;

·        ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», устанавливающий термины и определения понятий в области стандартизации, сертификации и управления качеством в сфере услуг, а также обязательную документацию по данной сфере работ;

·        ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий общественного питания», определяющий типы пред приятий питания, требования к качеству услуг и их ассортименту;

·        ГОСТ Р 50935-96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу», определяющий критерии оценки обслуживающего персонала на предприятиях питания по уровню профессиональной подготовки и квалификации, способности к руководству (для административных работников), знания руководящих документов, относящихся к профессиональной деятельности.

·        Стандарты на продукцию и услуги предприятий туристской сферы устанавливают требования обеспечения безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, факторы риска в туризме, классификацию объектов размещения и питания. Среди таких стандартов:

·        ГОСТ 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

·        ГОСТ 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»

 

 

 

 

 

Взаимодействие систем сертификации с образованием:

Исследования показывают также, что в экономически развитых странах работодатели  активно сотрудничают со сферой образования в области формирования качества рабочей силы. Например, в США в 1990 г. была создана  Комиссия по вопросам профессиональных умений (компетенций), в состав которой вошли лидеры национального бизнеса, представители сферы труда, образования и государственных структур. После того, как Комиссия поставила вопрос «ребром»:  либо высокие умения, либо низкая зарплата, с 1994 года правительство создало Национальный Совет по стандартам умений, в рамках которого разрабатываются стандарты и оценочные процедуры для 15 секторов экономики. Аналогичные процессы происходят и в других зарубежных странах[1].

      Среди причин, побудивших правительства многих стран мира обратить внимание на проблему профессиональной компетентности трудоспособного населения и молодежи, исследователи отмечают следующие: 1) «давление» работодателей, инициировавших социальный диалог по качеству профессионального образования и предъявивших особые требования к выпускникам профессиональных образовательных учреждений  как основные «заказчики» кадров; 2) необходимость повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и обеспечить их социальную адаптацию средствами эффективной профессионализации; 3) создание основы для нострификации (взаимопризнания) профессиональных сертификатов выпускников образовательных учреждений в рамках создания единого европейского образовательного пространства как важного фактора Болонского и Копенгагенского процессов, к которым присоединилась Россия.

Профессиональное образование, как известно, представляет собой сферу пересечения интересов различных социально-профессиональных групп населения:

·        работодателей, которые выступают непосредственными заказчиками системы профессионального образования, поскольку именно к ним попадает ее конечный «продукт»;

·        учащихся/студентов и их родителей, получающих соответствующий образовательный ресурс для построения деловой карьеры и обеспечения своего будущего;

·        органов исполнительной власти и местного самоуправления, формирующих и реализующих эффективную кадровую политику как фактор социально-экономического развития территорий.

При этом основные функции управления системой профессионального образования (целеполагание, планирование и контроль) продолжают оставаться исключительно государственными.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (п.6 ст.2) закреплен государственно-общественный характер управления образованием как принцип государственной политики в области образования, однако прямые указания закона об участии представителей работодателей, общественности в процедурах контроля и оценки качества образования  в современном законодательстве России отсутствуют.

В настоящее время проходит согласование проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда,  формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов и процедурах  контроля качества профессионального образования)», в соответствии с которым будут внесены изменения в ряд Федеральных законов. Так, в Федеральном  законе от 27 ноября 2002  года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» вносится дополнение (п.3 ст.13), указывающее на право участия общероссийских  объединений работодателей и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей в аттестации образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы любого уровня.

Рассматриваемые в совокупности изменения и дополнения позволят установить, с одной стороны, гарантированное определенной процедурой право общероссийских объединений работодателей участвовать в оценке качества профессионального образования, с другой – обязанность государственных органов привлекать социальных партнеров к управлению качеством образования.

Таким образом, в настоящее время  взаимодействие системы профессионального образования и организаций реального сектора отечественной экономики характеризуется следующими системными противоречиями:

- между неудовлетворительными количественными и качественными показателями образовательных результатов системы профессионального образования и отсутствием модели учета требований работодателей как основных «заказчиков» и «потребителей» конечного «продукта» профессиональных образовательных учреждений;

- между необходимостью оценки результатов профессионального образования работодателями и последующей коррекции учебного процесса с целью достижения соответствия качества профессиональной подготовки требованиям работодателей и отсутствием нормативно-правового, организационно-управленческого, методического и кадрового обеспечения процедур сертификации.

Вышеуказанные противоречия обусловили постановку исследовательских и методических задач по разработке  порядка и процедуры сертификации по квалификационным уровням и компетенциям выпускников учреждений профессионального образования, персонала организаций;  структуры центра по сертификации персонала; требований к экспертам по сертификации персонала; к сертифицированным лицам и т.п.

Таким образом, внедрение в Российской Федерации системы добровольной сертификации персонала будет способствовать консолидации усилий социальных партнеров для решения важнейших задач по эффективной профессионализации молодежи в рыночных условиях, кадровому обеспечению организаций, по повышению качества рабочей силы, в целом,  для достижения и поддержания экономического роста и социального благополучия регионов и страны.

 

 

Фактура происходящих событий:

Для проведения анализа зарубежного опыта правового регулирования сертификации и присвоения профессиональных квалификаций с целью разработки предложений по созданию национальной системы профессиональной сертификации специалистов в сфере туризма и индустрии гостеприимства важно обозначить фактуру событий, происходящих в области профессиональной сертификации за последний период. 

04 августа 2009г. состоялось заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, одним из результатов которого  стало поручение Минпромторгу России, Минздравсоцразвитию России и Государственным Корпорациям  организовать работу по «Организации разработки профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям  работников высокотехнологичных отраслей экономики» - (пункт 4, протокола № 6).

  02 сентября 2009 г. под руководством директора Департамента системного анализа и стратегического планирования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации  Н.Ю.Кутеевым, с участием Экспертного клуба промышленности и  энергетики было проведено рабочее совещание  по вопросу выработки согласованной позиции и устранения имеющихся разногласий по предложенным подходам к технологии разработки профессиональных стандартов, представленных «Научно-исследовательским институтом труда и социального страхования». По результатам совещания были выработаны общие принципы, на которых должны разрабатываться профессиональные стандарты для высокотехнологичных отраслей промышленности:

1.      Учитывая, что многие высокотехнологичные компании уже несколько лет ведут работу по профессиональным стандартам, речь должна идти об оформлении существующей практики и распространении ее на остальные сектора экономики. Таким образом, при организации работ по разработке профессиональных стандартов приоритетной задачей является -  создание необходимой нормативно-правовой базы, определяющей их статус, разработки, обновления, регистрации и процедуры применения с учетом их практического использования, в том числе в аттестации и сертификации.

2.      На сегодняшний день в России уже разработано более 50 профессиональных стандартов, в том числе для таких отраслей как авиация, информационные технологии, атомная, металлургия, опыт которых ни как не учитываются в предложенной методике. В 2006 году Российским союзом промышленников и предпринимателей учреждено Национальное агентство развития квалификаций (НАРК РСПП), целями которого, как раз и является развитие национальной системы квалификаций в Российской Федерации. В этой системе профессиональный стандарт является основанием для выработки критериев для отбора и найма специалистов, планирования карьеры, оценки соответствия квалификации работника, градации уровней заработной платы по квалификационным уровням, служит инструментом гармонизации с образовательными программами.

3.      Объемы разработки профессиональных стандартов, к сожалению сегодня, не соответствуют потребностям экономики из-за отсутствия важных элементов в самой системе профессиональной сертификации. В этой связи считаем целесообразным продолжить работу по согласованию проекта Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. «Об утверждении положения о квалификационных (профессиональных) стандартах» (вместе с Положением «О квалификационных (профессиональных) стандартах»), что будет способствовать повышению эффективности работы по разработке и внедрению профессиональных стандартов в промышленности, разграничению полномочий в сфере разработки, согласования и утверждения профессиональных стандартов, а также нормативному закреплению статуса профессионального стандарта.

Для повышения эффективности работы по разработке профессиональных стандартов также считаем целесообразным создать рабочую группу при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием всех заинтересованных сторон с целью организации и координации работ по разработке недостающих элементов профессиональной сертификации:

·        национальной квалификационной рамки, введение которой будет способствовать обеспечению взаимосвязи международного рынка труда и профессионального образования, определению качественных характеристик запроса (заказа) работодателей на подготовку рабочих кадров и специалистов, а также формированию основы для сертификации персонала;

·        органа, регистрирующего профессиональные стандарты;

·        механизмов и процедур аккредитации сертифицирующих систем;

·        методики разработки профессиональных стандартов, использование методики для высокотехнологичных отраслей промышленности, разработанной Минпромторгом России, в рамках ведомственной целевой программы;

·        технология обновления и внедрения профессиональных стандартов на предприятия, профессиональные сообщества.

  

Выводы:

В докладе анализируются цели, модели организации и опыт независимой сертификации профессиональной квалификации. Уже на протяжении десятилетий как в нашей стране, так и за рубежом, она является стандартной процедурой оценки профессиональных навыков по ряду профессий: сварщики, бухгалтеры, разного уровня специалисты по информационным технологиям и т.д.

В этой связи специалистами ставится вопрос о необходимости дополнить итоговую аттестацию выпускников учреждений ПО процедурой независимой сертификации, активную роль в которой играли бы «практики», прежде всего, представители работодателей.

Имеющийся опыт показывает, что сертификация, как мера профессиональной оценки, ценится тогда, когда она измеряет те навыки, которые необходимы в процессе работы; когда она достоверна и никому не дает необоснованных преимуществ при прохождении оценки, то есть реально подтверждает одинаковый уровень квалификации у одинаково подготовленных кандидатов, независимо от того, где они проходили обучение.

Система сертификации, отвечающая этим требованиям, строится на основе ряда принципов. Важнейшие среди них:

- делегирование оценки независимым экспертам;

- обязательное привлечение представителей работодателей в качестве экспертов по разработке требований и оценке квалификаций;

- систематическое обучение и подтверждение профессиональной компетенции экспертов, производящих оценку.

На основе представленного анализа формулируются предложения по модернизации механизма оценки профессиональной квалификации работников в нашей стране на основе усиления прагматической направленности процедур и методов такой оценки на потребности работодателей и индивидов.

Предлагаемая модель базируется на создании сети специализированных независимых центров, задачами которых должны стать: организация работ по формированию требований к профессиональной квалификации работников разных уровней, требований к содержанию и технологиям обучения, организация разработки профессиональных стандартов, обеспечение объективной оценки соответствия профессиональных квалификаций подготовленных кадров динамично развивающимся запросам рынка труда.

Создание и функционирование таких центров должно стать одной из ключевых форм общественно-государственного партнерства в сфере профессионального образования.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы создать обновленный механизм оценки и признания профессиональной квалификации работников, требуется реализация широкомасштабного эксперимента, активное взаимодействие образовательного и бизнес-сообщества в его становлении.

Модернизация механизма оценки профессиональной квалификации, в том числе выпускников учреждений профессионального образования, может дать значительный импульс к совершенствованию программ обучения, поскольку открывает значительные перспективы для обновления учебных материалов, переподготовки и повышения квалификации преподавателей.

Подготовка выпускников ПО к практической работе, обучение их конкретным производственным и организационным технологиям, создание востребованных на рынке процедур оценки квалификации  должны  быть выгодны и бизнесу, и учебным заведениям и выпускникам.

 



[1]Де Корте Э., Фершаффель Л. Высокоэффективное обучение: эксперементальный проект соединения теории с практикой//Перспективы. – 2003. - №4. – С.121-133; Мэнсфилд Б., Шмидт Г. Ключевые навыки. – Европейский Фонд Образования, 2000; Competence-based Qualifications for adults. – Helsinki: National Вoard of Еducation, 2003; Jnvesting in Education. Analises of the 1999 World Education Jndicators.-Paris, OECD, 2000; SVQs: a guide for employers. – Scottish Qualifications Authority, 2006; и др.

 

Файлы для загрузки:

 

Вакансии

Инженер по строительному контролю
ООО "Центр Строительного Консультирования"
грузчик-водитель
Фильтерком
Водитель
Техзапчасть
Менеджер продаж
Уралсибпромсервис
Техник
Курганский машиностроительный завод КО
курьер
"НаСуши" ООО
оператор конвейера
Курганский машиностроительный завод конвейерного оборудования
водитель
Фильтерком.ру
грузчик
Техзапчасть
слесарь
ЗАО "Машзавод "Южуралгидромаш"
все вакансии

© 2008, Экспертный клуб промышленности и энергетики
разработка "Инфраструктуры нового поколения"